А что, если условно-бесплатные игры бесплатны условно?

Оригинал: Мартин Робинсон, 23 Ноября 2013

 

Лет 8 назад слова “Дополнительный Загружаемый Контент” были почти ругательством,  символизировали высокомерие и жадность, выглядя как сияющая бронька на лошади в The Elder Scrolls: Oblivion. За дополнительные деньги, естественно. Лучшие умы человечества заставляли уважать эти слова, когда они использовались только для увеличения жизненного цикла игр.

А недавно с уст сорвалось новое ругательство: “условно-бесплатные” игры (F2P). Долго оно было притчей во языцех. Обирательство игроков, сомнительная бизнес-этика, маскирующиеся под игровой дизайн. League of Legends, Planetside 2, World of Tanks и переделанный Team Fortress 2 показали, что всё это удовлетворяет обе стороны: и игроков, и разработчиков.

Microsoft можно простить за желание “быть в деле”, даже если они опоздали на вечеринку. На X360 вообще таких игр не было, ситуация изменилась только после Е3 2013, с анонсом World of Tanks и Killer Instinct для этой консоли. Xbox One бы понравилась эта модель.

Ryse на передовой F2P Microsoft.

Ryse на передовой F2P Microsoft.

Чересчур понравилась, как оказалось. Модель F2P присутствует в той “куче” стартовых тайтлов Xbox One: микротранзакции есть в Ryse (они помогают в мультиплеере), а в Crismon Dragon можно подкинуть доллары и взять внутриигровую валюту. И ещё в Forza Motorsport 5 можно увеличить скорость набора опыта, или же взять новый мощный движок. Это всё доказало себя в системе F2P, но вот проблемка: эти игры не бесплатны.

Разница очевидна, но немаловажна — и это, похоже, ускользнуло от Microsoft. Они предлагают не дополнительный контент за определённую сумму, но кое-каких расходники, вклиненные в игровую механику. Никому не понравится F2P-основа с тратой денег для прохождения, по крайней мере никто не ошибётся, не назвав это хорошим геймдизайном. Да и к тому же, игры, в которые вы играете, подразумевают бесплатность этих расходников, и в них неуместны микротраназкции: 1800 рублей (£45) это уже хорошие инвестиции.

Ребята вдохновлялись FIFA Ultimate Team, что понятно — это один из самых успешных бизнес-проектов за последние годы, да и фанаты у них верные (даже не спрашивайте, сколько денег Том Брамвелл тратит на них в последнее время). У ЕА, впрочем, хватило мозгов разделить это и основную игру, и к тому же, вкладывая туда деньги ты получаешь кое-что весомое. Даже если для игры с друзьями в выберете новую FIFA и пройдёте пару сезонов.

Microsoft говорит, что микротранзакции опциональны и всё зависит от игрока. Всё это, впрочем, неубедительно: сам факт присутствия, да, но для людей более консервативных сам факт игры в что-то нарочно сломанное для вытаскивания денег не выглядит хорошим. В Crismon Dragon микротранзакции ненавязчивы, их даже почти не было на запуске, но само их присутствие в игре за 1300 рублей (£15.99) угнетает. Хотя, на самом деле, выбирать не нам, но издателю: делать игру более доступной, или же отчаянно вытягивать деньги из игроков.

В Forza Motorsport 5 зараза сидит глубже: поменяли экономику, бывшую хребтом серии, и очевидно, что это сделали для добавления микротранзакций. Теперь машины не даются в награду, единственный вариант — копить на них, что может быть ускорено вбросом в телевизор реальных денег.

Всё усугубляется с “капельницой машин” Forza Motorsport 5 под названием season pass стоимостью в 50 баксов: часть этих машин вытащено из предыдущих частей игры. И даже если вы их купили как DLC, то вам всё равно нужно будет их купить за внутриигровую валюту. Которую тоже можно взять за реальные деньги. Дэн Гринавальт, креативный директор игры, — человек умный, и я сомневаюсь, что он стоит за всем этим, — сказал, что сизонпасс не популярен, но его берут, и те будут наслаждаться игрой ещё полгодика. Он сравнил его с абонементом в спортзал, но вот проблема: в спортзале ты не платишь за каждый снаряд отдельно.

Если так думать, то продать можно всё. Это напоминает «Убик» Филипа Дика, где за ежедневную рутину надо платить: ты снимаешь комнату, но открыть холодильник можно только за отдельную плату. Вы представляете себя собирающим копейки только для того, чтобы открыть дверь?

Bravely Default прекрасна, но микроплатежи портят ее.

Bravely Default прекрасна, но введение микротранзакций свидетельствует о том, что она испорчена.

 

Грустно видеть вместо тихого крафта Forza теневую экономику — всё-таки у Turn 10 отлично получалось соединить гоночки и RPG. В хорошей RPG всегда приято погрузится в процесс набора уровней и очков опыта. Делать сбалансированную и продуманную систему прокачки — дел правое, ровно до ввода микротранзакций. А вы бы хотели пропустить всю ту замысловатую систему прокачки Final Fantasy VII?

К сожалению, это не гипотетический вопрос: лёгкие на веру слухи о ре-релизе Final Fantasy VII на PC так же говорили о вводе микротранзакций, что, впрочем, не сбылось. А сбылся ввод оных в новую RPG Square Enix, Bravely Default, что скоро пойдёт в релиз: там можно будет заплатить за ускоренное получение опыта. Жалкая добавка.

И на этом ничего не останавливается. Гринд Gran Turismo уже выглядит сломанным добавлением в первый раз за серию, чего бы вы подумали? Тенденция, сохраняющаяся и в новом поколении игр. То, что будет до тех пор, пока компании поймут, насколько неуважаемое, бесчестное это дело, а игроки перестанут их поддерживать, прекращая поток денег в бездну, что оно создаёт. Проблема здесь не в F2P, его концепт, который в будущем не только увеличит аудиторию, но и обогатит игровую индустрию. Но неправильное понимание издателями сути F2P должно быть остановлено, пока игроки не побегут прочь от их бесстыдной жадности.

Вы можете поделиться ссылкой на материал в социальных сетях: